Невидимая архитектура

"Невидимая архитектура" — так охарактеризовал объект, завоевавший Гран-при, один из членов жюри ежегодного конкурса Du Pont. Смею предположить, что он имел в виду не только прозрачность, но и ненавязчивость. Не то в России, где архитектура тоже по.своему невидима, зато стекло становится все более зримым, мало.помалу превращаясь в самую яркую заплату на ветхом архитектурном рубище. Разумеется, работы лауреатов серьезного международного конкурса — это вершина пирамиды, рафинированные решения рафинированных задач. И все же они свидетельствуют, что стекло — материал, которым так часто скрывают отсутствие архитектурной мысли, способен ее стимулировать.

Как и в 2001 году, абсолютным лидером соревнования стало сооружение, дополнившее историческое здание, на сей раз — маленький замок в Бургундии, прозванный "храмом Любви". С функциональной точки зрения стеклянный павильон, возникший на месте свиданий принцессы Оранской с возлюбленным, представляет собой гостевую загородную резиденцию. Скромный список помещений включает в себя, помимо гостиной, спальню и кухню. Эстетика "достроенной руины" строится на драматическом контрасте между грубым камнем и невесомым стеклом, олицетворяющем временной разрыв и трансформацию мироощущения.
Проект появился после того, как в процессе исследования старинных стен обнаружилась потайная комната, которую соорудили в годы Второй мировой войны, чтобы подорвать железнодорожный мост. Доступ со стороны побережья обеспечили, разрушив около 2,5 м ограждающей известняковой стены. Роль первой скрипки в своем минималистском решении голландский архитектор Дирк Ян Постел отвел парящей в воздухе крыше, так что использование многослойного стекла в данном случае абсолютно закономерно: автор даже отказался от стальных балок. Структурная обо.лочка крыши выполнена из напряженной древесины и весит около 2т. Нагрузка распределена между двумя стеклянными панелями, расположенными по ее сторонам, и панелями максимальной толщины, которые обеспечивают боковую устойчивость и "прижимают" конструкцию к земле. Четыре небольшие панели "гасят" динамические нагрузки. Все это было сначала собрано внизу и поднято на устойчивые временные подмости, а затем, после завершения строительства стеклянного периметра, аккуратно переложено на его "плечи" — таким образом удалось добиться равномерного давления крыши на несущие конструкции.

Жюри отметило в этой работе поэтичную простоту замысла, тактичную привязку строения к местности и, разумеется, блестяще раскрытый конструктивный потенциал многослойного стекла.

В "коммерческой" номинации специальной премии удостоилась работа трех французских архитекторов — Жана-Мари Дюфеля, Франсуа Боннефиля и Этьена Трико. Железнодорожная станция, которую они спроектировали, расположена в Авиньоне, в местечке живописном, но невыносимо ветреном и к тому же подверженном землетрясениям. Это обстоятельство предопределило как форму, так и конструкцию объекта. Пассажиров, ожидающих поезда, необходимо было защитить и от ветра, и от жаркого летнего солнца. Поэтому заказчик решил, что длина станции должна равняться длине состава, а ее здание будет прозрачным с севера и закрытым от солнечных лучей с южной стороны. В результате форму строения определили две пересекающиеся тороидальные поверхности, которые одновременно являются и фасадом, и крышей. Оно сужается к крайним точкам, где на платформах меньше ожидающих, и постепенно сливается с окружающим пейзажем.

Ясная геометрия стала ключом к взаимодействию различных конструктивных систем. Из-за угрозы землетрясений в основу положены треугольные рамы, смонтированные так, что они образуют очень прочную структуру, поддерживающую как прозрачные, так и матовые элементы. Стеклянный фасад, обращенный к железнодорожным путям, состоит из двойных панелей. Внутренние ламинированные, а внешние испещрены белыми точками, чтобы избежать инсоляции. Внутренняя вентиляция этого многослойного стеклянного пирога предотвращает конденсацию влаги. Наружные панели, покрывая стальную конструкцию и частично накладываясь друг на друга, образуют криволинейную поверхность фасада. Размеры каждой панели — 0,640 на 3,075 м. Стекло заключено в алюминиевую раму, достаточно податливую, чтобы обеспечить изгиб панели на участке, соответствующем изгибу конструкции. Максимальное отклонение при этом составляет 40 мм для каждой панели.

В целом фасад герметичен, однако воздух, сосредоточенный внутри каждой панели, между слоями ламинированного и обычного стекла, контактирует с наружным. Таким образом он может "вытекать" при перегреве, уменьшая внутрипанельное давление, так что фасад не подвергается разрушительным нагрузкам независимо от перепада температур.

Новаторская технология, естественно, прошла многочисленные испытания. Они подтвердили, что такой способ остекления соответствует противоречивым конструктивным, спектрофотометрическим и термическим требованиям и гарантирует необходимые климатические условия внутри здания. Но не технологией единой жива эта станция — жюри справедливо подчеркнуло, что авторам удалось избежать неприятного сходства с коридором и прийти к эстетически уравновешенному сочетанию прозрачного и матового стекла.

Среди общественных зданий премии удостоилось детище француза Франка Хаммутна — здание церкви, которая называется Notre Dame de Pentecote и расположена в деловом районе Парижа в окружении впечатляющих хайвэев и высоток, заполненных офисами. Оно оказало весьма сильное влияние на решение задачи и предопределило импозантный облик культового сооружения, а также его умеренную обособленность. Архитектурная форма, состоящая из нескольких объемов, создает защищенное, но не замкнутое пространство. Окончательное дистанцирование от бурного внешнего мира происходит в интерьере: внутреннее пространство отличается разнообразием, построенном на смене масштабов, интенсивности дневного света и степени уединенности прихожанина. Стекло овладело умом автора не сразу. Сначала он предполагал ограничиться бетоном и камнем, отводя остеклению сугубо вспомогательную роль. Но затем Франк пришел к выводу, что только многослойное стекло сможет обеспечить необходимое по его замыслу качество и эмоциональность естественного освещения и одновременно снизить затраты.

Две вертикальные опаловые стены, одна — с изображением креста и другая, скрывающая за собой скоростную автомагистраль, проходящую за алтарем, воплощают в себе порядок, защищенность и волю. Они "дозируют" световой поток и одновременно являются главными носителями церковной символики, которая одних побуждает войти, а других — остаться за пределами храма. Знаковая граница между миром светским и миром духовным обозначена также главной стеной в виде подсвеченного снизу экрана с изображением креста, напоминающем водяной знак. Высота экрана — 35 м, ширина — 19,5 м, а толщина — всего 80 см. Нетрадиционное соотношение толщины и площади достигнуто благодаря конструкции из гальванизированных стальных рам, закрепленной как у основания, так и наверху, на уровне церковной крыши. Рамы, в свою очередь, тоже очень изящны — они изготовлены из прута диаметром 55 мм, так что структурные элементы не отбрасывают тень, зрительно дробящую стеклянную поверхность. Световой эффект возникает благодаря подсвеченному снизу стеклу, окружающему конструкцию со всех сторон. Такой прием создает иллюзию самодостаточного светового короба, который висит в воздухе наперекор законам физики.

        

Постройки, инициированные государством, в позапрошлом году не вызвали энтузиазма, зато в минувшем были награждены Киоши Сакура, Тадаши Яамане и Кен Йошимура, спроектировавшие здание Музея науки и передовых технологий. Перевернутый стеклянный конус с прозрачным мягко обрисованным фасадом — такое решение предложили архитекторы, перед которыми в числе прочих стояла задача создать пространство, располагающее посетителей музея к общению и активному взаимодействию.

Многослойное стекло нашло применение в нескольких зонах, включающих крышу, консольную наружную стену, а также пол. Авторы мотивируют его использование, с одной стороны, прочностью, необходимой для сооружения, овеваемого сильными ветрами, а с другой — его эстетическим потенциалом. Идея заключалась в том, чтобы стекло предстало в первозданной цельности и чистоте формы, поэтому трехмерная стеклянная стена была задумана с минимальным количеством арматуры. Размеры фиттингов тоже свели к минимуму. Усиленные металлические конструкции переносят статическую и динамическую нагрузку со стеклянных панелей на горизонтальный наружный козырек, который служит балкой для основной структуры. Панель размерами 3,9 м на 4,5 м сделана из ламинированного стекла, выдерживающего давление ветра до 500 кг/см2. По углам она поддерживается металлическими цилиндрами. Элементы с изгибом крепятся на стальных рамах, соединенных под разными углами и образующими единую форму. Свет и легкий бриз проникают в интерьер по системе, которую авторы назвали "сквозь дырки". Она в самом деле представляет собой ряд проемов, начиненных электроникой, которые регулируют доступ свежего воздуха.

Несмотря на достаточно выразительный внешний облик здания, жюри сосредоточило свои похвалы, главным образом, на интерьере, грамотно организованном и пропорциональном.

Можно сказать, что стеклянная архитектура сейчас переживает романтический период. Ликование по поводу экономических и экологических достоинств ламинированного стекла поутихло — сегодня они воспринимаются как сами собой разумеющиеся. Зато фаворитом становится свет и эмоциональное воздействие материала, органично вписанного в архитектурный замысел. Параллельно идет активный технологический поиск, и его результаты позволяют возводить сооружения, немыслимые прежде хотя бы в силу сейсмических и климатических ограничений. Словом, мир стремится к разнообразию, которого отечественным "стекляшкам" пока явно не хватает — отчасти из-за дефицита средств, отчасти потому, что стекло у нас любят пылкой, но неразборчивой любовью.



Возврат к списку

Тематические статьи



© 2008 ТОО "САУЛЕТ-СТУДИЯ" Архитектурно-проектная фирма